Каминные часы – это не только прибор для определения времени, но и предмет искусства. Они являются свидетелями разных эпох, художественных увлечений и вкусов. История создания каминных часов уходит своими корнями в XVI век.
Когда-то они выглядели совсем по-другому, не имели стрелок и циферблата, а вместо привычного отбивания времени издавали звук, похожий на жужжание. За много веков часы преобразились настолько, что если бы нам представилась возможность увидеть старинные каминные часы, мы бы ни за что не смогли определить по ним который час.
Каминные часы. Мастер К. Бехаин. 1568
Каминные часы. Мастер X. Штайнмайселъ
Прага. 1549
О мастерах, создавших первые каминные часы с прекрасно отделанными корпусами, украшенными резными и гравированными орнаментами, ничего неизвестно.
Гаага. Дата создания: приблизительно 1665-1670
Художник: Hans Conraedt. Разработчик и изготовитель: Ван ден Берг, Адриан
Чернение, серебрение, позолота, чеканка, скань
Через некоторое время часы немного видоизменились, стрелка стала неподвижной, а определить время можно было с помощью вращающегося круга с часовыми делениями. Каминные часы, какими мы привыкли их видеть, появились лишь в ХV веке. Именно тогда был разработан прототип современных часов с неподвижным циферблатом и движущимися стрелками
В Европе возникает два основных центра, где сосредотачивается часовое производство – Нюрнберг/Германия, где работал часовщик Петр Генлейн, и Блуа/Франция, прославившееся изделиями Жульена Кудри, а затем – Жака де ла Гарде.
Особую популярность каминные часы приобрели во Франции в эпоху короля Людовика XIV. Монарх, тяготеющий к красоте и изяществу, уделял большое внимание прикладному искусству, которое во время его правления достигло небывалого расцвета. Над созданием великолепных и очень дорогих часов трудились известные мастера и ювелиры. Корпуса изделий изготавливались из таких металлов, как золото и серебро, отделывались ценными камнями и являлись скорее произведением искусства, нежели служили первоначальному назначению. Купить старинные каминные часы было привилегией знатных и весьма состоятельных людей.
Лондон. Дата создания: около 1780. Часы механические, цифры и колокольчики
из позолоченной латуни, с эмалированными стеклянными украшениями.
Эти музыкальные часы сделаны в Лондоне на экспорт на Восток, в конце 18-го века.
Турция, Китай и Индия были главными потребителями таких часов
В XVI веке основными заказчиками каминных часов были короли и вельможи. Более широкое распространение они получили в конце XVII начале XVIII вв. Тогда камин считался одним из самых важных декоративных элементов интерьера дворцов городской знати. Мраморные порталы, увенчанные сверху затейливо украшенной каминной полкой, занимали центральное место в оформлении французских домов.
При Короле-Солнце Людовике XIV были введены даже специальные правила оформления каминной полки. Так, на ней появились драгоценные декоративные элементы: канделябры со свечами, фарфоровые статуэтки, узорчатые шкатулки и часы.
Французский монарх всячески способствовал развитию часового искусства: часовщики двора считались привилегированной кастой, работающей под патронажем самого короля. Кроме часовых мастеров ко двору приглашались бронзовщики и каменщики, которые из золочёной бронзы и мрамора изготавливали роскошные каминные часы.
Маятниковые часы «Изучение астрономии.» Дизайн: Клод Галле, 1807. Франция. Позолоченная бронза, мрамор. Восьмидневные. Колокол бьёт каждый час и каждые полчаса
Маятниковые часы «Колесница Телемаха». Дизайн: Jean Andre kingdoms (1752-1817). Франция,~ 1800г Oudin eleve de Breguet. Отличная композиция с великолепной позолотой и покрытой патиной бронзы. Восьмидневные. Колокол бьёт каждый час и каждые полчаса
Монументальные фарфоровые и золоченой бронзы каминные часы Шарпантье в Париже - Гэвин Дуглас антиквариат
Лучшие мастера продолжали служить при Людовике XVI, который пригласил также ювелиров, литейщиков, чеканщиков, позолотчиков, гравировщиков, скульпторов, краснодеревщиков, художников по эмали и др. Бронзовщики и литейщики воплощали в бронзе самые невероятные фантазии скульпторов, чеканщики придавали готовой отливке завершенность, позолотчики покрывали изделия тонким слоем благородного металла, а гравировщики специальными резцами-штихелями украшали поверхность металла различными орнаментами.
Богато украшенный фарфором часовой гарнитур 19-го в. Фарфор марки Севр, Франция
Резная позолоченная бронза.
XVIII век, фактически, стал «золотым веком» в истории французского часового дела. Знаменитые мастера создавали настоящие шедевры искусства, в которых использовались золочёные бронзовые фигурные композиции и элементы из олова и латуни, серебра и черепашьего панциря. Тогда каминные часы не несли строго функциональной нагрузки и рассматривались как часть декоративно-прикладного искусства. Небольшие круглые коробки механизма устанавливались в объёмные, художественно выполненные корпуса, украшенные скульптурными композициями. В качестве декоративных элементов использовались фигурки амуров, сатиров и купидонов. Фигурная пластика каминных часов воспроизводила библейские сюжеты, сцены из античной мифологии и др.
Часы каминные с изображением дельфинов. Основание в виде львиных лап
Бронза, латунь, литье, стекло с фацетом. На циферблате название фирмы
«Girard Lucon». Западная Европа, фирма «Girard Lucon», конец XIX – начало ХХ в
Часы "Увлечения Зевса". Франция, 1800-1810
Великолепный образец - французские каминные часы эпохи Великой империи Наполеона I. Сочетание золочёной и патинированной бронзы. Скульптура и золочёные барельефы посвящены любовным похождениям центральной фигуры древнегреческого пантеона - громовержца Зевса
Английские каминные часы отличались от французских не только строгой архитектурой, но и методом нанесения часового деления. Характерной особенностью французских часов был особый метод выделения цифр на циферблате. Для того чтобы более чётко подчеркнуть пластину с делениями, каждый индекс помещался в отдельный металлический или фарфоровый диск, после чего покрывался чёрной эмалью (в более позднее время стали использовать голубую эмаль).
Форма каминных часов и их отделка зависели от смены эпох и стилей в истории искусства. Во второй половине XVIII века в моду вошли часы-ротатор, имевшие подвижные кольцевидные циферблаты и одну неподвижную часовую стрелку (часто выполнялась в виде стрелы Амура или змеиной головы с высунутым языком). Тогда в изготовлении каминных часов в основном использовались белый мрамор и золочёная бронза.
Авторство работ в те времена определялось по подписи: на эмалевый циферблат наносился автограф механика-часовщика и бронзовщика. С XIX века на циферблате ставили только имя часовщика или часового производителя, а клеймо бронзолитейной фирмы помещали на обратной стороне корпуса.
В XIX веке производство каминных часов достигло своего апогея: новые достижения в области инженерии и бронзолитейного дела способствовали развитию часовой промышленности. Появились часы с комбинированными корпусами – золочёная и патинированная бронза стала использоваться в сочетании с красным мрамором, яшмой и др.
Антикварные часы каминные со скульптурой кавалера с рапирой, украшенные
рыцарской символикой. Мрамор, шпиатр, литьё, золочение. Франция, конец XIX в
Появились новые модели часов в корпусах, украшенных масштабными скульптурными композициями. В качестве декоративных элементов использовались фигурки, воспроизводящие библейские сюжеты, сцены из античной мифологии и др.
В XIX–ХХ вв каминные часы пользовались большой популярностью не только во Франции и Англии, но и во многих других странах, в том числе и в России (первые каминные часы появились в России в XVII-XVIII веках, в период царствования Петра I).
Часы каминные Россия, Петербург, фирма Карла Фаберже, мастер Михаил Перхин, 1891
Серебро, стекло, бовенит, оникс, алмазы; литьё, чеканка, резьба, полировка. Эрмитаж
В середине XX века каминные часы утратили прежние лидерские позиции
Сегодня, как и прежде, каминные часы являются важным элементом в оформлении интерьера. Они передают частичку старины, которой большинству не хватает в мире высоких технологий. Особо эффектно старинные каминные часы смотрятся в стилях кантри и ретро.
Французские редкие часы «Водяное Колесо», знаменующие прогресс, достигнутый
в области промышленности в 19 веке. Созданные знаменитым А. Р. Guilmet из серебра
и покрытые патиной меди, на базе из латуни и красного мрамора